ДПИ
Коллекция декоративно-прикладного искусства представлена изделиями из соломы, лозы и дерева. Плетение – самое древнее занятие. Но из-за недолговечности материалов и функций, которые выполняли обрядовые вещи, сохранились лишь некоторые образцы второй половины XIX в. Основную часть музейного собрания составляют изделия народных мастеров середины – второй половины ХХ в. Долгую историю и древние корни имеют и изделия для украшения жилья – “пауки”. Хоть их и не плели, а собирали из соломинок, но благодаря объемно-пространственному решению, пауки ближе к плетеным вещам. Наиболее распространенной на Могилевщине формой пауков была ромбичная. В основу конструкции положена объемная равнобедренная ромбичная фигура из двенадцати соломинок одинаковой длины. Сочетание нескольких таких фигур позволяет получать разнообразные конструкции пауков. Музейная коллекция представлена современными изделиями на основе древних технологий. Для украшения интерьеров в XIX в. из соломы стали изготавливать разнообразные шкатулки-сундучки. Изделий того времени не сохранилось. В музейном собрании – вещи середины ХХ в. Их автор – С.Голанченко из д.Зарудеевка Могилевского района. Возрождение соломенной пластики на Могилевской фабрике художественных изделий связано с творчеством К.Артёменко, которая была ученицей С.Голанченко. Ее жанровые сценки на бытовые и фольклорные темы впечатляют органичностью и образностью, традиционностью и декоративностью. В них прослеживается творческое мышление, мастерство полно раскрыть красоту соломы, применяя различные приемы плетения. Из музейного собрания выделяется работа под названием «Свадьба». Не менее распространенными в быту были и плетеные вещи из лозы. Это всевозможные корзины, коши и коробки для транспортировки и хранения фруктов и овощей. Таким же разнообразием отличались и техники плетения. В начале ХХ в. промысел приобрел декоративный характер. Специальные формы изделий удачно сочетались со стилем "модерн". Удлиненные, расширенные, с перегородками, крышками сундучки, тарелки, сухарницы, корзинки потеряли традиционную лаконичность и простоту, а приобрели вычурность и манерность того времени. Продолжение народных традиций лозоплетения можно наблюдать в изделиях мастера Афонькина Станислава Николаевича из Быховского района. Корзины впечатляют разнообразием декора, который создается переплетением прутьев разного сорта – вывареных и сырых.